Кафедра теории музыки как самостоятельное подразделение Академии существует с 1974 г. Круг научных интересов педагогов кафедры охватывает практически все области современного музыкознания: теория музыки в ее различных аспектах и эволюции – проблемы музыкального мышления и психологии музыки, музыкальной семиотики, ладообразования, фактуры, нотации, этномузыкознания, музыкальной антропологии, востоковедения, музыка различных эпох, стилей и жанров (включая новейшую), тенденции современной культуры и образования. Результаты исследований представлены на научных конференциях и опубликованы в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске, Улан-Удэ, Уфе, Барнауле, Волгограде, Краснодаре, Душанбе, Кировограде, Сеуле, Софии и, конечно, Владивостоке.

Педагоги кафедры ведут активную публицистическую, организаторскую концертную деятельность. Е.М. Алкон (лауреат гранта «Русское исполнительское искусство») – художественный руководитель Детского музыкального театра при Академии, автор постановленной на сцене концертного зала ДВГАИ оперы «Мешок яблок». Смородинова А.А. – являлась художественным руководителем «Ансамбля старинной музыки», Лупинос С.Б. – консультантом фольклорного ансамбля «Вече». Гребнева И.В. – региональный представитель газеты «Музыкальное обозрение» (г. Москва). Члены кафедры (Алкон Е.М., Гребнева И.В., Лупинос С.Б., Смородинова А.А.) – организаторы и участники русско-японских и русско-корейских музыкальных встреч, Дней немецкой культуры.

Выпускники кафедры работают практически во всех учебных заведениях Дальнего Востока и других регионов России, продолжая вести активную научную, педагогическую, концертную, публицистическую деятельность. Среди них: У-Ген-Ир – профессор Петрозаводской консерватории, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Карелии; Королева В.А.– кандидат исторических наук, краевед, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН; Захарченко В.С. – кандидат искусствоведения, доцент Хабаровского института искусств и культуры; Мамчева Н.А. – преподаватель музыкального училища г. Южно-Сахалинска, автор первой монографии о музыке нивхов («Нивхская музыка как образец раннефольклорной  монодии», 1996 г.); Савина Н.В. – зам. директора по научной и методической работе Читинского областного музыкального училища; в ноябре 2008 г. защитила диссертацию «Рага в североиндийской традиции кхаяль (к проблеме текста)» на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Выпускницей кафедры Е.М. Алкон (лауреат гранта губернатора Приморского края) в 2002 г. защищена в Российском институте истории искусств (С.-Петербург) докторская диссертация «Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное».

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ КАФЕДРЫ

ЛУПИНОС Сергей Борисович – зав. кафедрой, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза композиторов России

АЛКОН Елена Мееровна – доктор искусствоведения, и.о. профессора

ПРОСТЯКОВ Станислав Алексеевич – заслуженный работник высшей школы РФ, доцент

ГРЕБНЕВА Ирина Владимировна – кандидат искусствоведения, доцент

СМОРОДИНОВА  Алла Алексеевна – старший преподаватель, проректор Академии по творческой работе и международным связям;

КЛЮЧКО Светлана Иосифовна – старший преподаватель

БАБУХИНА Елена Викторовна – преподаватель

СЕРОБЯН Анаит Овсеповна – преподаватель

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ:

сольфеджио
гармония
полифония
методология музыкознания
специальный класс (специальность 070111 – Музыковедение)
методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин
педагогическая практика
теория современной композиции
музыкальная культура народов Востока
чтение оркестровых партитур
инструментовка
музыкальная информатика
история нотации.
Е.М. Алкон разработан и ведется авторский курс Антропология музыки Востока и Запада.

Советом Академии утверждены темы исследований на соискание ученых степеней:

доктор искусствоведения – «Скрипичный концерт в европейской музыке ХХ века» (Гребнева И.В.), «Канон в музыкальном наследии Японии» (Лупинос С.Б. – лауреат гранта губернатора Приморского края);

кандидат искусствоведения – «Художественный мир фортепианных сонат К.М. Вебера» (Бабухина Е.В.), «Традиционная музыкальная письменность Китая и Кореи (психологический аспект)» (Ключко С.И.), «Западноевропейская хоровая музыка ХV – XVI веков: проблемы практического освоения» (Смородинова А.А.).

На кафедре теории музыки проходят обучение аспиранты по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство.